Национальная галерея в Лондоне

В Англии, как знает каждый более-менее усидчивый школьник, старейшая конституционная монархия. Поэтому принято думать, что там, особенно в прежние времена, ничего без ведома королей и королев не делалось. А, между прочим, в деле продвижения искусства в массы английские правители сильно проиграли всем остальным.

музей

В Европе практически все знаменитые музеи создавались по самой инициативе венценосных особ и на основе их же коллекций: Лувр, Прадо, Галерея Уффици. Сначала для избранной публики, затем для всех желающих. А в Англии решение о создании Национальной галереи в Лондоне принял парламент в апреле 1824.

Было выделено (хотя и не без давления со стороны короля Георга IV) 57000 фунтов стерлингов на приобретение коллекции картин у наследников банкира Джона Джулиуса Ангерштейна. Он, кстати, родился в Санкт-Петербурге в 1735 в немецкой семье, обосновавшейся в России. В Англию переселился примерно в 1749. Там разбогател, близко сошелся с выдающимися людьми (в том числе с королем Георгом III и адмиралом  Нельсоном), подружился со многими английскими художниками, собрал замечательную коллекцию картин старых мастеров. Приобретенные государством полотна сначала хранились в его доме на Пелл — Мэлл, причем уже тогда они были доступны для посетителей.

Обычно, здание частного дома, пусть даже весьма богатого хозяина, не могло сравниться с королевскими дворцами, в которых в Европе располагались художественные галереи. К тому же сразу несколько серьезных коллекционеров заявили о том, что готовы передать в дар новому музею свое собрание, но только в том случае, если для галереи будет построено соответствующее помещение. Так, в 1831 парламент решился на строительство здания Национальной галереи на Трафальгарской площади.. Другая знаменитая галерея — Дрезденская — тоже размещалась в перестроенных конюшнях.

В 1836 был издан первый двухтомный каталог всех 114 картин, которые хранились на тот момент в Галерее, с подробным описанием каждой. Первым директором музея стал живописец, знаток искусства Чарльз Истлейк, выдающаяся личность в художественной жизни викторианской Англии. Ежегодно вместе с помощниками он отправлялся на европейский континент, объезжал старинные дворцы, церкви и монастыри, посещал известных коллекционеров, разыскивая непревзойденные полотна. Истлейк оставался директором Национальной галереи до конца своей жизни. 3а 10 лет его руководства она пополнилась 139 шедеврами старых мастеров, например картинами Уччелло «Битва под Сан-Романо» и Джованни Беллини «Мадонна луговая».

Также фонды музея расширялись за счет даров состоятельных меценатов. Со временем помещение стало тесным для увеличенной коллекции. Последовал ряд перестроек и расширений здания: в 1870, 1887, 1911, в конце 1920-х — начале 1930-х. В 1991 г. на пожертвования владельца сети супермаркетов «Сэйнсбери», известного коллекционера Саймона Сейнсбери, и его братьев было построено крыло, получившее название «Крыло Сэйнсбери».

музей

Первоначальный архитектурный проект подвергся суровой критике, принц Чарльз назвал его «ужасным фурункулом на лице любимой» (принцы вообще склонны высказываться образно). Проект был отвергнут. Для создания нового варианта пригласили видного архитектора Роберта Вентури, которому пришлось учесть критику. Его проект был признан банальным.

Тем не менее, церемонию торжественного открытия этого крыла провела лично королева Елизавета II. По такому случаю была организована выставка «Картины королевы», на которой было представлено 100 полотен из королевской коллекции, крупнейшего в мире частного собрания живописи: шедевры Гольбейна, Рубенса, Вермеера, Ван Дейка и многих других (вот и вклад королевского семейства в дело развития искусств ). В крыле Сэйнсбери экспонируются ранние работы (1260 — 1510): Пьеро дела Франческа («Крещение»), Боттичелли («Венера и Марс»), а также Мазаччо, Фра Филиппо Липпи, Мантеньи, Рогира ван дер Вейдена. В северном крыле расположены картины периода 1510-1600. Здесь собраны полотна таких мастеров, как Пармиджанино, Леонардо да Винчи, Тициан, Гольбейна младшего, Иеронима Босха, Питера Брейгеля старшего. В западном крыле живопись XVII века: произведения Рембрандта, Вермера, Ван Дейка, Рубенса, Мурильо, Веласкеса, Тернера. В восточном крыле картины 1700-1920: Каналетто, Ватто, Рейнолдса, Констебла, Жерико, Делакруа, Энгра, Мане, Ренуара, Руссо и Сера.


Источник: